У нас новый сайт:
 

Государственное казённое общеобразовательное учреждение "Специальная (коррекционная) школа-интернат №5"   города Оренбурга 

Главная » Документы » Мои статьи

Урок - повторение по теме"Состав слова и словообразование" (Гордиенко Н.В.)

Тема: Повторение по теме «Состав слова и словообразование».

Цели:

Ø Обобщение знаний из области морфемики, словообразования;

Ø Закрепление навыков морфемно – словообразовательного разбора и их роли в орфографии;

Ø Формирование умений работать с текстом;

Ø Воспитывать «живой» интерес к русскому языку;

Ø Корректировать и развивать орфографическую зоркость на анализе небольшого стихотворного текста.

Оборудование: тетрадь, ручка, линейка, карандаш, ОК, раздаточный материал(тесты)

Ход урока.

                   I.            Орг. момент. Работа с дежурным звуком.

                 II.            Орфографическая и синтаксическая разминка с стихотворным текстом.

              III.            Сообщение темы и работа по теме:

Морфемика – это раздел русского языка, который изучает строение слова.

Ø Из чего состоят слова?

(из значимых частей, которые называется морфемами)

Ø Какие вы знаете морфемы?

Ø Какие из них словообразовательные?

Ø Словоизменительные?

1)    – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

□ – выражает разные грамматические значения:

v Рода, числа и падеж - у существительных и прилагательных;

v Лица и числа – у глаголов в настоящем и будущем времени;

v Рода и числа – у глаголов в прошедшем времени.

            □ – может быть нулевым, т.е. не выраженным звуком, оно обнаруживается при сравнении форм слова.

Не имеют окончания неизменяемы слова:

·        Наречия(быстро);

·        Деепричастия(разговаривая);

·        Прилагательные в сравнительной степени(красивее);

·        Несклоняемые существительные(дело, кино)

2)    Что такое основа?

Она выражает лексическое значение слова.

Виды слов:

ü Непроизводная(нет приставки, суффикса: дом)

ü Производная(образована от других слов: домик)

ü Производящая(от неё образуется другая основа: дом - домик)

3)    Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов;

·        Как называются слова, имеющие одинаковы корень.

4)    Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Она вносит дополнительное значение в слова.

Исконно русские приставки: о-, от-, под-, над-, пере-.

Иноязычные: контр-, суб-, ад-, ин-, кон-, об-.

Среди приставок есть синонимические(выгнать - изгнать) и антонимичные(влететь - вылететь).

5)    Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

В слове может быть один или несколько суффиксов(водяной, водянистый)

-ость, -онк, -тель, -щик – существительных,

-ущ, -ющ, -ащ, -ящ, -им, -ом, -ем – прилагательных,

-ыва, -ива, -ова, -ева глаголов.

6)    Постфикс – это часть слова, которая стоит после окончания: -сь и –ся.

Динамическая пауза. (1 – 10)

 

Тест.

1.     Укажите в каком ряду все слова имеют окончание.

a)    Заяц, солнце, верхом(скакать),

b)    Белым, касается, подошли.

c)     Увидел, справа, второй.

d)    Заточил, (о) перезде, дважды

2.     Укажите в каком ряду все слова имеют две приставки?

a)    Поодаль, безудержный, неодарённый,

b)    Понаслышке, бесчувственный, неразговорчивый,

c)     Понемногу, несдержанный, нездешний,

d)    Вдвойне, нераспечатанный, небезынтересный.

7)    В каких словах приставка находится внутри слова?

a)    Водопроводчик,

b)    Землепроходец,

c)     Птицеводческий.

8)    Разбор слов по составу:

Туманный, безветренный, глиняного, невспаханному.

9)    Зарядка для глаз.

10)                    Запись предложения, объяснение знаков препинания.

Я вдыхал не земной воздух, от которого сердце звенело, как стекло.

Или:

Свет луны, таинственный и длинный.

Плачут вербы, шепчут тополя,

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

 

2 тема.

Способы образования слов.

§  Неморфологический – переход слов из одной части в другую.

Запись:  Дежурный учитель остановил нас на перемене.

Мы подошли к дежурному.

§  Морфологический -

1)    Приставочный(развесёлый - весёлый)

2)    Суффиксальный(красноватый - красный)

3)    Приставочно – суффиксальный(втайне - тайна)

4)    Бессуффиксальный(синь - синий)

5)    Сложение(газопровод)

Сложными называются слова, имеющие в своём составе два корня.

Они образуются:

Ø Сложением целых слов(диван - кровать)

Ø Сложением части слова и целого слова(тур - фирма)

Ø Сложением основ с помощью соединительных гласных(переход, паровоз)

Среди сложных слов выделяются сложносокращённые слова – аббревиатура, которые образуются:

o   Сложением начальных звуков(вуз),

o   Сложением начальных букв(ОГУ),

o   Сложением слогов или частей слов(полпред),

o   Смешанным способом(главк).

Тест(с. 33 Пособие для подготовки к ЕГЭ)

На доске ключ к тесту, учащиеся проверяют.

11)                    Итог урока.

12)                    Домашнее задание( индивидуальные карточки).

Категория: Мои статьи | Добавил: ucoz56x (14.02.2012)
Просмотров: 4042 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: