Методические рекомендации для
родителей по формированию интереса к музыке.
Школьный урок музыки проводится раз в
неделю и длится 40 минут. Этого, конечно же, недостаточно, чтобы познакомить
детей со всем богатством и разнообразием музыкального искусства. Продлить для
учащихся музыкальные занятия, которые они обычно очень любят, учителю музыки
можно и нужно через родителей.
Форм работы с родителями можно
назвать достаточно много: индивидуальные собеседования, выступления на
родительских собраниях, проведение открытых уроков, показательные открытые
мероприятия по музыке и.т.д. Чтобы участие родителей в музыкальном воспитании
школьников стало регулярным, удобнее использовать их помощь при выполнении
учащимися творческого домашнего задания. Задания на каждый урок разрабатываются
дифференцированно, в зависимости от цели. В одном случае это может быть
наблюдение за жизненными явлениями и процессами, в другом – чтение книг, в
третьем предусматриваются какие-то практические действия, в четвертом –
совокупность различных средств и.т.д.
Например, при обращении на уроке к
отрывкам «Три чуда» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказке о царе Салтане»,
родителям дается совет прочитать вместе с детьми соответствующие отрывки из
сказки А.С. Пушкина и отметить
красочность образных выражений, к которым прибегает поэт при описании чудес.
В ходе работы по приобретению навыков
игры на простейших детских музыкальных инструментах детям дается задание найти
дома с помощью родителей предметы, имеющие ценность с точки зрения их применения
как музыкальных инструментов. То есть детям следует постоянно напоминать, что
после каждого музыкального занятия нужно рассказать о нем своим мамам и папам,
а затем вместе с ними выполнять задание учителя.
Разрабатывая задания, учитель музыки
учитывает возможности детей в области их музыкально-слуховых и
вокально-голосовых данных, сенсорно-слуховой ориентировки в знакомых жизненных
сферах, владение выразительными средствами музыкальной речи.
Учителем музыки (Пузряковой О.М.) был
проведен опрос учащихся, который включал в себя следующие вопросы:
1.
Что
ты любишь делать на уроках музыки?
2.
Какие
музыкальные произведения ты любишь?
3.
Когда
ты слушаешь музыку?
4.
Интересуются
ли твои родители музыкой?
5.
Ходишь
ли ты с родителями на концерт?
6.
Какую
роль музыка играет в твоей жизни?
7.
Любишь
ли ты петь дома?
При ответе на 1 вопрос выяснилось,
что больше всего на уроках музык дети любят петь!
В ответах на вопрос: «Какие
музыкальные произведения ты любишь?» назывались разные произведения, их
пришлось классифицировать, как детские, народные, эстрадные, классические. А на
первое место вышли эстрадные песни.
Большинство ответов на третий вопрос
были – когда отдыхаю», «когда мне грустно», «когда еду в транспорте», часть
детей ответила так: «когда делаю уроки». Это свидетельствует о том, что музыка
является фоном жизни. И не было ответа «никогда не слушаю».
Ответы на вопрос «интересуются ли
твои родители музыкой?» показали, что в основном, родители интересуются музыкой,
причем музыкой эстрадной, хотя в вопросе не звучало «какой музыкой интересуются
родители?», но дети ответили именно так.
Из ответов на вопрос «Ходишь ли ты с
родителями на концерты?» выяснилось, что на концерты с родителями ходит очень
низкий процент школьников.
Ответы на вопрос №6 были следующими:
«музыка поднимает мне настроение», «под музыку я пою», «музыка мне нравится»,
«музыка меня успокаивает».
Ответы на последний вопрос показали,
что большинство детей поют дома.
Надо отметить, что большое влияние
оказывали средства массовой информации, в основном дети любят популярную,
эстрадную музыку, которая звучит повседневно.
Хотелось бы привести некоторые
рекомендации для родителей по формированию интереса к музыке.
1. Постоянно слушать, рассуждать,
беседовать о музыке.
2. Регулярно петь вместе с детьми
(желательно детские, народные, современные песни)
3. Что звучит вокруг нас: музыкальные
звуки у тебя дома
4. Звуки моей улицы
5. Музыкальный портрет (мамы, игрушки,
домашних животных)
6. Научи игрушку петь
7. Музыкальное «эхо» (повторение)
8. Сочини и спой загадку сам
9. Расскажи о музыке в праздник
10.
Сочини
музыкальный портрет героя сказки
11.
Два
героя – боьшой и маленький
12.
Два
героя – взрослый и ребенок
13.
Сочини
музыкальное письмо другу
14.
Сочини
музыкальную сказку
15.
Придумай
музыкальный сюрприз для урока.
Итак, все эти рекомендации помогут
продлить встречу с музыкой.
Администрации нашей школы-интерната
№5 оказывает огромную помощь в музыкальном воспитании школьников. Так,
приобретена профессиональная музыкальная аппаратура для проведения концертов,
праздников, мероприятий, что повышает интерес учащихся к музыке.
В заключении, хотелось бы пожелать
всем родителям творческого энтузиазма и привести слова известного педагога В.А.
Сухомлинского «Музыкальное воспитание – это воспитание не музыканта, а прежде
всего человека!»
Учитель
музыки высшей категории
школы-интерната
№5 г. Оренбурга
Пузрякова О.М