Государственное казённое общеобразовательное учреждение "Специальная (коррекционная) школа-интернат №5"   города Оренбурга 

Методическая разработка цикла занятий физической культурой с использованием элементов йоги для учащихся 2 класса 

(с нарушениями опорно-двигательного аппарата)

2 четверть 

Программу составила учитель адаптивной физической культуры: Федосова Е.А.


                                                     

Пояснительная записка

В основу настоящей программы положена система простейших физических упражнений, направленных на коррекцию дефектов физического развития и моторики, укрепления здоровья, на выработку жизненно необходимых двигательных умений и навыков детей с ДЦП.

Физическая культура в школе для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами является одним из основных учебных предметов, обязательным для всех учащихся. Дети с двигательными нарушениями страдают от своей физической неполноценности. Неудачи в учебе, в игре, в бытовой и трудовой деятельности часто связаны у них с расстройством двигательных функций. До вступления в школу, они, как правило, лишены общества своих сверстников, находясь преимущественно в семье или лечебных учреждениях. Позднее они не могут участвовать в тех мероприятиях по физическому воспитанию, которые организуются для здоровых детей. В связи с этим возрастает роль всей системы физического воспитания, организуемой в специальных школах-интернатах. Необходимо создать благоприятные условия для укрепления здоровья, развития движений и физических качеств, овладения каждым ребенком основными жизненно важными двигательными умениями и навыками с коррекцией и компенсацией двигательного дефекта. В процессе правильно организованного физического воспитания формируется личность занимающихся, их воля, настойчивость, смелость, взаимопомощь, дружба, товарищество и воспитывается устойчивый интерес к занятиям физическими упражнениями.

В связи с вышеизложенным физическая культура в специальной школе, имея оздоровительную и воспитательную направленность, решает конкретные общеобразовательные и коррекционные задачи.

Общеобразовательные задачи предусматривают прежде всего создание правильной основы для формирования жизненно важных двигательных умений и навыков («школы движений»). Учащимся систематически сообщаются сведения о значении занятий физическими упражнениями, о двигательном режиме школьника, о гигиене тела при двигательной деятельности, о правильном дыхании, осанке. Воспитывается общая двигательная культура.

Коррекционные задачи являются специальными и объясняются тем, что ученики имеют сложные и разнообразные дефекты физического и моторного развития. Коррекционная направленность физического воспитания определяет специфику работы в специальной школе. Коррекционная работа осуществляется не в виде отдельных мероприятий, она пронизывает весь процесс физического воспитания. Уроки физической культуры содействуют коррекции и компенсации дефекта в процессе формирования возрастных локомоторно - статических функций. Специфическим отличием является то, что каждый урок физической культуры обязательно разрешает коррекционные задачи при прохождении любого раздела программы.

В основу программы положены те виды физических упражнений, которые широко применяются в работе с детьми младшего школьного возраста. При этом программа не исчерпывает всего объема конкретных упражнений, в ней перечисляются лишь те основные, которые направлены на решение поставленных задач и определяют подбор других упражнений.

Классификация физических упражнений в программе для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами по сравнению с программой для общеобразовательной школы несколько изменена. Во-первых, в раздел общеразвивающих упражнений введены коррекционные. Они систематизированы по характеру основного воздействия на организм учащихся. Во-вторых, не выделяются гимнастика, легкая атлетика в силу низких потенциальных возможностей учащихся, а используются доступные им виды занятий.

Весь материал условно разделен на следующие разделы: общеравивающие и корригирующие упражнения (1), прикладные упражнения (2), подвижные игры (3),  игры на снегу (4).

Общеразвивающие и корригирующие упражнения составлены таким образом, чтобы была возможность оказывать избирательное воздействие на различные дефекты в элементарных движениях учеников и развивать у них способность к выполнению сложных двигательных комплексов. В самостоятельный раздел включены дыхательные упражнения, упражнения по коррекции позо-тонических реакций в локомоторно-статических функциях, упражнения для расслабления мышц, для развития координации движений, для формирования функций равновесия, прямостояния, для формирования свода стоп (их подвижности и опороспособности), а так же упражнения для развития пространственной ориентировки и точности движений. Упражнения этих подразделов в коррекционно-восстановительной работе должны быть включены каждый урок, таким образом, чтобы содействовать коррекции и компенсации двигательных дефектов при освоении различных видов движений.

Раздел «Прикладные упражнения» направлен на формирование возрастных локомоторно-статических функций и разнообразных двигательных навыков, необходимых в быту, учебном процессе и трудовой деятельности. В нем выделены подразделы: построение и перестроение, ходьба и бег, прыжки, лазание и перелазание, ритмические и танцевальные упражнения. Упражнения с предметами, в силу их особого значения для детей, включены в данный раздел и представлены большим практическим материалом, который необходимо освоить с учениками для обогащения их двигательного опыта. Это упражнение с гимнастическими палками, с большими и малыми мячами, с флажками, обручами. Особое внимание при прохождении данного раздела программы уделяется формированию функций хвата и умению манипулировать с предметами, различными по форме, объему и весу.

Из подвижных игр в настоящую программу включены те, которые наиболее распространенны среди детей младшего школьного возраста, проводить их можно по упращенным правилам в зависимости от состава класса.

 Новизной программы являются элементы хатха-йоги, самомассаж, аутотренинг, упражнения на расслабление и укрепление нервной системы (релаксация). 
Занятия подчинены единой цели – вызвать усиленное действие физиологических функций организма ребёнка, содействовать развитию физических качеств и двигательной культуры.

 

Уроки физической культуры являются комплексными, т.е. в каждый включаются общеразвивающие, корригирующие, прикладные упражнения и игры. Проводятся они в различных построениях ( в кругу, в свободном распределении по залу, в колонне, в разомкнутой шеренге) на месте и в движении. В младших классах из общеразвивающих, коррекционных и прикладных  целесообразно применять имитационные и игровые движения, которые объединяются в комплекс, включающий упражнения из разных подразделов. В комплекс упражнений на уроке сначала включаются задания, требующие сосредоточенности ученика, простые по форме, динамические по характеру, затем- требующие статических усилий, более сложные по структуре.

Перечисленные упражнения по своему назначению выделяются в подразделы, которые осваиваются и затем постепенно повторяются в течение учебного года. Специфика прохождения каждого вида упражнений обусловлена особенностью контингента учащихся. Нецелесообразно проводить легкоатлетические, гимнастические, игровые уроки в чистом виде.  К каждому следует подбирать разнообразные упражнения и сочетать их в таких пропорциях, чтобы обеспечить всестороннее воздействие на организм занимающихся.

При построении уроков необходимо соблюдать общие дидактические требования  и их специфическую реализацию в связи с контингентом учащихся.

 

Особое значение приобретает индивидуальный подход к детям. Урок физической культуры в школе с нарушениями ОДА строится со строгим учетом состояния здоровья и физического развития каждого ученика. Поэтому работа учителя проводится в тесном контакте с врачами, которые дают исчерпывающие сведения об индивидуальных особенностях учащихся, о коррекционно- восстановительных задачах и возможностях противопоказанных к занятиям тем или иным видам упражнений, учитывая, что урок проводится с группой детей, имеющих различный характер заболеваний. Кроме того, необходимо помнить о наиболее типичных противопоказаниях. К ним относятся:

- длительная задержка дыхания при выполнении всех видов упражнений;

- упражнения с длительным статическим напряжением;

- упражнения, развивающие подвижность в суставах;

- формирование приведения и наружной ротации бедра;

- наклоны и повороты туловища с большой амплитудой.

Недопустимо переутомление учащихся, во избежание чего должен осуществляться  индивидуальный подход к дозировке физических нагрузок на уроке. Целесообразно широко использовать все способы регулирования физических нагрузок путем изменения исходного положения, количества повторения упражнений, темпа, уменьшения или увеличения амплитуды движения, введения дыхательных упражнений. Дети на уроках физической культуры занимаются в спортивной форме и спортивной обуви. Вопрос о применении ортопедической обуви решается индивидуально с врачом - ортопедом.

Уроки физической культуры планируются в соответствии с основными требованиями: постепенное увеличение нагрузки в упражнениях к середине урока и переход в конце его к успокоительным упражнениям, чередование различных видов упражнений и соответствие их возможностям учащихся. Уроки целесообразно строить из четырех частей: вводной, подготовительной, основной, заключительной, которые методически связаны между собой.

 

При планировании занятий необходимо учитывать возможность проведения их на свежем воздухе. При всех видах занятий по физической культуре должны быть обеспечеы меры предупреждения несчастных случаев.

 

Оценка успеваемости на уроках физической культуры осуществляется в форме текущего учета.

Нормативы по видам не разрабатываются потому, что подход к оценке каждого учащегося сугубо индивидуален.

Помещение, отведенное для уроков, должно соответствовать санитарно – гигиеническим нормам, оборудовано спортивным инвентарем, аптечкой первой помощи.

Читать программу полностью можно здесь:    http://skoshi56.ucoz.ru/moja_programma_po_joge.doc 

Мы катаемся на лыжах!



МЫ ХОТИМ ВСЕМ РЕКОРДАМ НАШИ ЗВОНКИЕ ДАТЬ ИМЕНА


1 конкурс – «Бег змейкой с мешочками на голове».

Бег змейкой до стойки, обратно по прямой, передача мешочка следующему участнику. Побеждает команда, правильно и первая закончившая эстафету.

2 конкурс – «Вы – спасатели».

Вам нужно спасти зверюшек, попавших в беду. Пройти нужно по болоту. Безопасный путь вам укажут следы, идти нужно только по ним. На старте у каждой команды стоят зверюшки – игрушки. Необходимо, взяв в руки одну зверюшку и прыгая по следам, донести ее до финиша и поставить в обруч. Обратно возвратиться тоже по следам. Выигрывает команда, которая быстрее всех перенесет всех зверюшек.

3 конкурс – « Самый меткий».

Капитаны стоят напротив лицом к своим командам, в руках у каждого мишень. Участники по очереди пытаются попасть в цель. Побеждает команда, которая забросит в цель больше мячей.

4 конкурс – «Переправа в обручах».

Капитан и первый участник влезают в обруч и движутся до ориентира, первый участник остается, а капитан с обручем возвращается за вторым, и так до тех пор, пока не перевезет всю команду. Побеждает команда, которая выполнит задание первой.

 «Викторина о спорте»

Приложение № 2.

5 конкурс – «Собери яблоки».

В обруче лежат яблоки трех цветов (желтые, красные, зеленые), одной команде нужно собрать желтые яблоки, второй – красные, зеленые собирать нельзя. Кто быстрее соберет яблоки нужного цвета, тот и победит.

6 конкурс – «Репка».

Первый участник – дед – бежит до финиша, одевает шапку и бежит обратно, второй – бабка – бежит, одевает платок, внучка одевает бантик, жучка одевает хвостик, кошка – ушки, мышка берет репку, бежит обратно и передает ее капитану. Команда, которая выполнит задание первой – побеждает!

7 конкурс – «Построй дом».                                                                                                     Каждый участник по очереди берет деталь от дома, бежит до финишной линии, ставит и возвращается обратно, передает эстафету другому. Кто быстрее, тот и победит.

8 конкурс – «Перетягивание каната».

 

Предоставляем слово нашему уважаемому жюри, которое подведет итог наших соревнований и наградит победителей.

Участникам вручаются грамоты и призы.

Успехов всем, удачи, крепкого здоровья и отличного настроения!!!

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1

      

    «Улыбка"                             

Жизнь без улыбки – ошибка,

Да здравствует смех и улыбка!

«Апельсин»          

Мы как дольки  апельсина,

Мы дружны и неделимы!

 

 

 

Приложение № 2

 

Викторина о спорте.

1.Как называются соревнования велосипедистов и лыжников? (Гонка.)

2. Как называются соревнования, куда входят лыжные гонки со стрельбой на огневом рубеже? (Биатлон.)

3. Через сколько лет проводятся чемпионаты мира по футболу? (Через 4 года.)

4. Как называется покров футбольного поля? (Газон.)

5. Какой мяч тяжелее: футбольный, волейбольный, гандбольный или баскетбольный? (Баскетбольный.)

6. Сколько человек входит в состав судейской коллегии? (3 человека.)

7. Наказание в спортивных играх. (Удаление.)

8. Палка для игры в городки. (Бита.)

9. Чем являются слова "Быстрее, выше, сильнее?" (Девизом Олимпийских игр).

10. Что стремится установить спортсмен? (Рекорд).

11. Спортивный переходящий приз. (Кубок).

12. В какой игре используется клюшка и шайба? (Хоккей.)

13. Теннисная площадка. (Корт).

14. Хоккей - шайба, футбол - мяч, бадминтон - ... (волан).

15. Она является залогом здоровья (чистота).

16. Лучшая тяжесть для любителей утренней зарядки (гантели).

17. Специалист по поднятию тяжестей (штангист).

18. Ледовая площадка (каток).

19. Сколько игроков в футбольной команде? (11).

20.Какой вид спорта самый многочисленный? (Волейбол).