Государственное казённое общеобразовательное учреждение "Специальная (коррекционная) школа-интернат №5"   города Оренбурга 

Обсуждение проекта ФГОС для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (из протокола совещания при заместителе директора по  УР от 6.10.2014 № 5)

 В ходе обсуждения СФГОС НОДА были высказаны следующие мнения: данная   концепция — это шаг вперед по сравнению с предыдущими стандартами. Для  реализации этого стандарта требуется разработать новый  учебный план.  Включение  в стандарт помимо  «академического компонента» знаний еще и  компонента «жизненной компетенции» можно рассматривать не однозначно. С одной стороны это является положительным в стандарте, т.к.  дети с НОДА изначально развиваются в специфических условиях, обусловленных имеющейся патологией. По  этой причине  систематическая специальная помощь является обязательной. В связи с неизбежной вынужденной упрощённостью специальной среды обучения и воспитания, максимально приспособленной к ребёнку, но ограничивающей его контакты и взаимодействие со здоровыми сверстниками, требуется специальная работа по планомерному введению ребёнка в более сложную социальную среду. Ее смыслом является поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов ребёнка с НОДА с нормально развивающимися сверстниками. Но требования к результатам коррекционной работы для каждого ребенка могут быть только индивидуальными. Академический компонент в каждой области не изменен в сравнении с уровнем образования здоровых сверстников,  но усилено внимание к формированию полноценной жизненной компетенции, использование полученных знаний в реальных условиях. Это означает, что на ребенка с ОВЗ возлагается большая нагрузка, не смотря на пролонгированные сроки обучения, по сравнению со здоровым сверстником. Не всегда ребенку с ОВЗ под силу освоить академический компонент на одном уровне со здоровым ребенком. Это прежде всего связано с психофизическими особенностями детей. Подход к оценке знаний и умений обучающегося с НОДА по «академическому» компоненту предлагается в целом сохранить в его традиционном виде. При этом говорится, что недопустимо рассматривать результаты освоения отдельных линий, поскольку даже их сумма может не отражать ни общей динамики социального развития ребёнка с ОВЗ, ни качества его образования. В частности, у части детей могут быть вполне закономерные локальные затруднения в освоении отдельных линий и даже областей образования, но это не должно рассматриваться как показатель их неуспешности в целом и тем более – нецелесообразности перехода на следующий уровень образования. Такие постулаты противоречат друг другу, поскольку на выходе из образовательного учреждения ребенок  должен подтвердить усвоение  программы, пройдя обязательную итоговую аттестацию. Положительным является  вариативность выбора стандарта в зависимости от характера нарушений здоровья ребенка с ОВЗ, однако переход на более высокий уровень на практике сопряжен с определенными трудностями.   Прежде чем вводить стандарт повсеместно, должен быть проведен пилотный эксперимент по его оптимизации, вводимый на определённой экспериментальной базе, и только после его обкатки и устранения множества противоречий может быть введён повсеместно. Требуется разработанная научными работниками и методистами научно-методическая база и курсовая подготовка для сотрудников специализированных учебных учреждений.