У нас новый сайт:
 

Государственное казённое общеобразовательное учреждение "Специальная (коррекционная) школа-интернат №5"   города Оренбурга 

Тема: Однородные члены предложения (обобщение).

 

Цель: Систематизировать и обобщить знания об однородных членах предложения и пунктуации при них.

 

Задачи:

- Закрепить навык нахождения однородных членов предложения, графического изображения;

- Формировать пунктуационную зоркость;

- Обогащать словарный запас;

- Развивать мышление, орфографическую зоркость;

- Воспитывать патриотические чувства: любовь к своему родному городу;

- Корректировать и развивать устную речь учащихся.

 

Оборудование : раздаточный материал (карточки 1,2,3,4), компьютер, проектор, линейки, простые карандаши, тетради. Учебник : Русский язык 8 класс. Под ред. М.М.Разумовской.

        План урока

1.     Знакомство. Психологический настрой «Этюд души»

2.     Создание проблемной ситуации и её решение (работа над рифмованным предложением)

3.     Сообщение темы и цели урока.

4.     Словарь (заочный)

 

Работа по теме:

1.     «Мозговой штурм».

2.     Работа с предложением. («Облик Оренбурга»)

3.     Физминутка.

4.     Графическое изображение предложения. (Досуг туристов)

5.     Устная работа. (Угадывание почетных гостей Оренбурга, составление предложения)

6.     Упражнение на мышление и коррекцию памяти «Исправит»

7.     Домашнее задание.

8.     Итог урока с элементами рефлексии.

9.     Рефлексия (если позволит время)

  

1.     Знакомство с детьми. Психологический настрой.

- Здравствуйте, ребята! Урок русского языка сегодня проведу я. Зовут меня Наталья Васильевна, приехала я из города Оренбурга. Предлагаю вам настроить себя на рабочую волну.

Слушайте меня внимательно, все действия повторяйте за мной, проговаривайте слова, которые появляются на экране.

¾   Опустите руки вниз ладонями, к полу и произнесите: Я ПРИВЕТСТВУЮ ТЕБЯ, ЗЕМЛЯ!

¾   Вытяните руки перед собой ладонями вперед и произнесите: Я ПРИВЕТСТВУЮ ТЕБЯ, ВОДА!

¾   Согните руки в локтях; подняв ладони к плечам, обратите их к небу и произнесите: Я приветствую тебя, Солнце!

¾   Сделав плавное движение руками и произнесите: Я ПРИВЕТСТВУЮ ТЕБЯ, ВОЗДУХ!

¾   Поздоровайтесь с гостями: МЫ ПРИВЕТСТВУЕМ ВАС, УВАЖАЕМЫЕ ГОСТИ!

Подравнялись и тихо сели.

 

2.     Работа над рифмованным предложением и созданием проблемной ситуации

- проведем небольшую разминку.

 

Задание: Прочитайте предложение «про себя» и ответьте на вопрос: ЧЕГО В ЭТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ НЕ ХВАТАЕТ?

 

Слайд 7. Если стоят однородные члены

                 Их запятой разделяли непременно

                 Дети рисуют играют сидят

                 Спорят смеются поют говорят.

 

Ø Прочитайте эти предложения грамотно, соблюдая интонацию. (читают, делают паузы, логические ударения)

Ø Проговорите вслух, называя знаки препинания.

Ø Проверьте свой ответ! Все знаки препинания на месте?

 

Слайд 8. Если стоят однородные члены,

            Их запятой разделяли непременно:

            Дети рисуют, играют, сидят,

            Спорят, смеются, поют, говорят.

 

Что это за слова:

рисуют, играют, сидят, спорят, смеются, поют, говорят?

 

3.     Сообщение темы и цели урока

 

Ребята, как вы думаете, над какой темой урока мы будем работать? (дети сами формулируют тему урока)

Слайд 9 (тема урока: Однородные члены предложения)

 

Какие цели поставите? (дети самостоятельно ставят цели урока)

 

Слайд10 (обобщить знания об однородных членах предложения и пунктуации при них)

 

4.     Работа по теме

Ø Открыли тетради, записали в них число, «Классная работа», название темы урока. (не забываете следить за осанкой)

Ø Ребята, предлагаю вам совершить заочное путешествие по городу Оренбургу.

Ø Согласны? Тогда начнем!

Ø Ответьте мне: «Как вы понимаете слово заочное»? (говорят дети, затем слайд со словом)

Ø Обратимся к словарю Ожегова. Прочитаем, как он дает толкование этого слова.

 

Слайд 12. Заочное – осуществляемое вне непосредственного контакта с кем-нибудь

 

Ø  Придумайте словосочетание с этим словом (заочное обучение – без постоянного слушания лекций, путем самостоятельного изучения предметов)

Ø Начинаем экскурсию по городу Оренбургу. Я очень хочу, чтобы она для вас стала не только познавательной, но и результативной. Каждый правильный ответ на уроке оценивается в 1 балл. В конце урока будет поставлена отметка по количеству набранных баллов и «сладкое» вознаграждение ждет вас.

Ø Первый этап экскурсии пройдет под название «Мозговой штурм» (раздаю карточки №1, устно читают, отвечают)

 

Карточка №1.

 

1.     Какие члены предложения называются однородными?

2.     Чем соединяются однородные члены предложения?

 

После первого ответа слайд13

 

 

 

ПОСЛЕ ВТОРОГО ОТВЕТА СЛАЙД 14.

  

 



ПОЯВЛЯЕТСЯ СЛЕДУЮЩИЙ СЛАЙД 15

 

- О ЧЕМ ГОВОРЯТ ЭТИ СХЕМЫ?

-Ответом, на какие вопросы являются эти схемы?

  

Выполните задание Карточка №1:(продолжение)

- Что такое обобщающие слова?

- Какие ЗП могут быть поставлены при обобщающем слове?

(Не забывайте ставить себе баллы)

 

Работа по карточке 2:

- Запишите предложение, найдите ОЧ, расставьте ЗП.

 

Неповторимость архитектурного облика Оренбурга создают образцы русского классицизма – памятники зодчества 18-19 веков уникальное здание краеведческого музея Караван – Сарай, малые и средние городские особняки в купеческом стиле, православные церкви мечети.

(Дети работают самостоятельно, затем вслух прочитывают, называя знаки препинания)

- Проверим по слайду №16

 

Физминутка (пока идет Физминутка на слайде 17 показывают памятники).

 

Карточка №3.

- Прочитайте предложения, начертите схемы предложений, учитывая знаки препинания.

1) Оренбург – город театральный и музыкальный.

2) Туристы могут посетить: областной театр драмы, театры музыкальной комедии и кукольный, музей изобразительного искусства.

(Дети строят схемы, и сверяют их с ключами на слайде №18)

 

- Предлагаю вам отгадать, кто из великих людей посетили мой любимый город? (слайд №19)

1) Александр Сергеевич Пушкин – «Капитанская дочка».

2) Владимир Иванович Даль – (основ. краеведческого музея, собиратель словаря)

3) Сергей Тимофеевич Аксаков – «Аленький цветочек».

4) М .Джалиль – поэт.

- придумайте предложение про гостей Оренбурга.

 

- Напомните какую тему мы обобщаем. Предлагаю проверить окончательно свои знания по этой теме.

Сейчас вы будете отвечать словами «Да» или «Нет» и исправлять ошибку.  (слайд 20)

                                     Исправить.

 

1.     Однородные члены предложения связаны подчинительной связью.

1.     Однородные члены предложения связаны сочинительной связью.

2.     Однородными могут только второстепенные члены предложения.

2.     Однородными могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения.

3.     Пришли ни свет ни заря. В этом предложении пропущена запятая.

3.     Ни свет ни заря – это устойчивое сочетание. Запятая не ставится.

4.     Царственный дубовый лес подступал к самым окнам. – Между однородными определениями царственный и дубовый лес надо поставить запятую.

5.     Царственный и дубовый – это неоднородные определения. Запятая не ставится.

 

- Сделайте вывод из всего исправленного.

- Подходит к концу наша экскурсия. Ребята, появилось ли у вас желание побывать у нас в Оренбурге? Приезжайте, не пожалеете.

- Знаете ли вы свой город? Познакомите меня с ним? Тогда слушаем домашнее задание (слайд 21). Мини – сочинение о своем любимом городе.

 

- Подведем итог.

- Чем же мы занимались на уроке?

- Знания об ОЧП вам где – нибудь понадобятся? Где именно?

- Подсчитайте баллы и поставьте себе отметку за урок по ключу (слайд №22) + сладкое вознаграждение.

 

 

Дополнительное задание ( списать предложения и составить схемы)

 

1.     Курение является вредной и опасной привычкой для здоровья.

2.     Люди курят и отравляют свой организм никотином.

3.     И ацетон, и ртуть, и свинец, и мышьяк разрушают организм курильщика.

4.     Помни, знай о вреде курения и борись с ним.

5.     Откажись от вредных привычек, закаляйся спортом и веди здоровый образ жизни. 



Копилка творческих заданий по русскому языку. Подготовила Гордиенко Н.В.

Скачать: http://skoshi56.ucoz.ru/_tbkp/7_klass.doc