Государственное казённое общеобразовательное учреждение "Специальная (коррекционная) школа-интернат №5"   города Оренбурга 

Развитие социально – психологической

службы в школе-интернате

Социально-психологическая служба способна стать центром, объединяющим усилия педагогов школы-интерната, специалистов государственных учреждений и активистов общественных организаций по созданию благоприятных условий, обеспечивающих самореализацию личности каждого ребёнка и адаптацию его к быстро изменяющимся социальным условиям общества. Развитие социально-психологической службы приведёт к демократизации и гуманизации школьной жизни, повышению воспитательного потенциала социума. Социальный педагог и психолог могут успешно действовать при условии, если они включены в целостную воспитательно-образовательную систему учебного заведения, идущего по пути оптимизации школьного образования.

 Деятельность социально-психологической службы строится на следующих принципах:


- гуманно-личностный подход к ребёнку, установление партнёрских отношений с родителями;
- педагогизация окружающей среды, соединение воспитательных усилий школы и среды, создание единой системы воспитания ребёнка в школе, семье и социуме;
- защита прав и интересов детей, социальное равенство в получении образования;
- создание гуманной и психологически комфортной воспитывающей среды, уважение индивидуальных качеств личности, содействие в разрешении проблем учащихся и педагогического коллектива;
- оптимистическая гипотеза, которая основывается на вере в собственные силы и способности личности при помощи специалистов разрешать сложные жизненные проблемы.
Целью социально-психологической службы является обеспечение благоприятного социально-психологического климата как основного условия развития и самосовершенствования личности, а также её успешной социализации в современных условиях.
Задачи социально-психологической службы:
· обеспечение социально-психологических условий для успешного обучения, интеллектуального и нравственного развития личности, её социализации и профессионального становления, разностороннего творческого развития, эмоционально-психологического благополучия;
· содействие укреплению взаимопонимания и взаимодействия между учащимися, педагогами и родителями, активизация воспитательной деятельности родителей, привлечение их к учебно-воспитательному процессу в школе;
· мониторинг социального заказа со стороны детей и родителей на содержание образования, социально-психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, оказание помощи детям и родителям в адаптации к условиям школьной жизни;
· выявление потребностей детей и подростков, их семей в различных видах и формах социально-психологической помощи, её оказание;
· социально-педагогическая защита детства, осуществление социальной опеки и защиты прав учащихся, находящихся в трудных жизненных ситуациях;
· проведение консультативно-просветительной работы среди учащихся, педагогов, родителей;
· осуществление психокоррекционной и реабилитационной работы с детьми с особенностями психофизического развития;
· социально-педагогическая поддержка и психологическое сопровождение одарённых детей;
· реабилитация несовершеннолетних подростков, входящих в группу "риска” и оказавшихся в сложных жизненных ситуациях;
· обеспечение связи школы с социальными институтами, с заинтересованными общественными организациями.

Примерная структура и формы взаимодействия
социально-психологической службы

1. ПЕДАГОГИ
* педагогические советы;
* инструктивно-методические совещания;
* психолого-педагогические консилиумы;
* тренинги общения;
* психолого-педагогические семинары;
* встречи за "круглым столом”;
* организационно-деятельностные игры;
* консультации.

2. СЕМЬЯ
* заседания родительского комитета;
* занятия родительского университета;
* работа родительского патруля;
* семейный клуб, клуб выходного дня;
* совет профилактики;
* сотрудничество с комиссией содействия семье и школе (по месту работы родителей);
* проведение совместных праздников и вечеров отдыха;
* тренинги;
* консультации;
* информационный стенд для родителей.

3. УЧАЩИЕСЯ
* индивидуально-групповые консультации;
* коррекционно-развивающие занятия;
* тренинги;
* педагогические клубы;
* профориентационная работа;
* разновозрастные отряды по месту жительства "Милосердие”;
* ученические производственные бригады, летний труд и отдых детей.

4. ВНЕШКОЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И УЧРЕЖДЕНИЯ
* кружки, секции, клубы (совместные мероприятия, выставки);
* благотворительные акции;
* консультирование специалистов;
* праздники в микрорайоне;
* трудовой десант;
* совместные рейды в микрорайоне.

Развитие социально-психологической службы (СПС) зависит от ряда внешних и внутренних условий, связанных как с профессиональным уровнем психолога и социального педагога, так и с особенностями функционирования школы. Направления развития СПС определяют следующие факторы:

·         профессиональная компетентность и направленность личности участников службы;

·         управленческая позиция администрации школы, определяющая стратегическую линию развития школы;

·         потребности учащихся и их родителей в получении социально-педагогической помощи, дополнительных образовательных услуг;

·         наличие педагогического коллектива, активно участвующего в социально-педагогической деятельности.

Создание благоприятной семейной атмосферы

Помните:от того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день. Время для ночного отдыха каждому ребенку требуется сугубо индивидуальное. Показатель один — чтобы ребенок выспался и легко проснулся, когда его будят родители. Если у вас есть возможность дойти до школы вместе с ребенком, не упускайте ее. Совместная дорога – это совместное общение, ненавязчивые советы. Научитесь встречать детей после уроков. Не стоит первым задавать вопрос: «Какие оценки ты сегодня получил?». Лучше задать контрольные вопросы: «Что было интересного в школе?», «Чем сегодня занимались?», «Как дела в школе?». Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни. Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.

Воспитание трудолюбия у детей в семье.

Чаще поощряйте ребенка за самостоятельность, инициативу, качество выполненной работы. Если не все у него получилось – не раздражайтесь, а терпеливо объясните еще раз. Привлекайте ребенка к большим семейным делам и приучайте начатую работу доводить до конца. Каждый член семьи, в том числе и ребенок, должен иметь обязанности по обслуживанию семьи.

О воспитании доброты.

1.Общение – суть жизни человека. Если мы хотим видеть наших детей добрыми, надо доставлять ребенку радость общения с нами — это радость совместного познания, совместного труда, совместной игры, совместного отдыха. 2. Доброта начинается с любви к людям (прежде всего к самым близким) к природе. Будем развивать в детях чувство любви к окружающим. 3.Научим детей ненавидеть зло и равнодушие. 4.Как можно больше любви к ребенку, как можно больше требовательности к нему. 5.Давайте совершать добрые, хорошие поступки, дети учатся доброте у нас. 6.Научимся владеть собой. Выдержка! Выдержка! Выдержка!