У нас новый сайт:
 

Государственное казённое общеобразовательное учреждение "Специальная (коррекционная) школа-интернат №5"   города Оренбурга 

Главная » Документы » Мои статьи

Понимание художественного текста учащимися вспомогательных классов. (Гордиенко Н.В.)

Понимание художественного текста учащимися

вспомогательных классов

               

                Книга – не просто словесное устройство или набор таких устройств; книга – это диалог, связанный с читателем, интонация, приданная его голосу, и череда переменчивых и несокрушимых образов, запавших ему в память. Этому диалогу нет конца…

Х.Л. Борхес

                Каждый урок литературного чтения – это всегда знакомство с новым художественным произведением. И поскольку это произведение есть высказывание, обладающее целостностью, то за ним всегда стоит автор. Ему принадлежит замысел, по которому создается задуманное произведение.

                Диалог на уроке литературного чтения – это сознательно организованный педагогом процесс. Диалог строится вокруг тех смыслов, которые открываются в тексте читателями. Если учитель сам старается ставить вопросы и сам тут же дает ответы на них, то речи о диалоге быть не может. Каждый ответ ребенка – это откровение, в котором выражена сама суть: чем ему близок урок литературного чтения, что он дает ребенку в жизни. Каждое новое произведение для ребенка – это встреча с новым миром, новым способом отражения действительности, новым автором. К.И. Чуковский, зная детскую психологию, чувствуя ребенка, понимая его желания, высказал удивительно точную и верную мысль: «Анализ произведения – это открытие увлекательных и поражающих ценностей там, где дети раньше не замечали». Действительно, учителю и нужно стремиться к такому анализу произведения, чтобы он помогал ученику самостоятельно делать открытие «смыслов».

                Анализируя произведение, необходимо определить рамки диалога с детьми. Не надо сразу браться за разбор всех особенностей текста. Выбирать лишь те, которые помогут ученикам решить конкретные учебные задачи.

                Читателю важно:

                - понять содержание (ответить на вопрос: о чем это произведение?) увидеть внешнюю сторону образа;

                - вникнуть в смыслы (ответить на вопрос: какую важную мысль высказал в тексте автор?) – понять внутреннюю (глубинную) сторону образа;

                - найти языковые средства, приемы, способы создания образа (ответить на вопрос: как «сделан» образ?)

                Каждый раз, знакомя детей с новым произведением, необходимо думать о том, какой из трех пунктов будет определяющим в данный момент.

                Одним из самых распространенных изобразительных средств, с которым знакомятся дети во вспомогательных классах, является СРАВНЕНИЕ. Сравнение помогает автору сопоставлять два предмета или явления для более точного, образного описания одного из них.

                Занятие, которое можно провести в классе, исследуя сравнение, будет строиться из нескольких этапов:

                1) творческая работа учеников;

                2) знакомство с новым изобразительным средством;

                3) самостоятельный поиск открытого детьми средства в стихотворениях разных авторов.

                Учебные задачи:

                - познакомиться с новым изобразительным средством – сравнением и способами его определения в произведении;

                - углубить представление учащихся о пейзаже в поэтическом произведении;

                - опираясь на открытые способы определения сравнения, создать собственный текст на заданную тему.

                1. Творческая работа

                а) придумай сравнение к слову солнце;

                б) поясни, почему именно на эти предметы оно может быть похоже?

                в) заполни таблицу (в таблице указаны варианты ответов учеников).

Главное слово

Сравнения

Причина сходств

Солнце

Подсолнух

Солнце такое же яркое, желтое, круглое, как подсолнух. Они похожи по цвету и по форме.

Солнце

Круглый хлеб

Солнце такое же круглое, большое, горячее. Они похожы по форме и ощущениям.

 

                г) прочитай стихотворение и выдели в нем сравнения

 

Что такое солнце

Солнце – монетка, -скупой проворчал.

Нет, сковородка! – обжора вскричал.

Нет, каравай, хлебопек произнес.

Компас, - сказал убежденно матрос.

Солнце – звезда, - астроном заявил.

Доброе сердце, - мечтатель решил.

 

                (Ученики, найдя сравнения, объясняют, почему солнце сравнивается именно с этими предметами. Они стараются искать основания для сравнения. Может быть, это сходство по форме, цвету, размеру, способу действия).

 

                2. Разбор стихотворения

                а) Прочитайте стихотворение. Найдите в нем сравнения. Поясните, с какой целью их использует автор.

Комары

На лужайке у горы

Под зеленой липкой

Потеряли комары

Маленькую скрипку.

У тропы-петлички

Ищут,

Ищут комары

Скрипку-невиличку.

«Светлячок,

Сюда иди,

Посвети под липкой.

Без тебя нам

Не найти

Меленькую скрипку!»

Светлячок

То там, то тут

Светится как спичка,

Ищут,

Ищут – не найдут

Скрипку-невиличку.

Распищались комары

Зло и недовольно.

И, наверно,

С той поры

Всех кусают больно!

А.Е. Екимцев

                Ученикам предложено для чтения и разбора шутливое стихотворение. Поэт, создавая смешной образ комаров, использует сравнения. После первого чтения стихотворения ученики находят и подчеркивают сравнения в тексте. Доказывая свои мысли, ученики находят в тексте и тот предмет, который сравнивается, и тот, с которым сравнивается первый предмет. Например, поэт сравнивает тропу с петличкой («потому что тропа в лесу петляет, запутывает»); скрипку называет невиличкой («значит, она очень маленького размера, ведь речь идет о комарах, которые тоже очень малы»); светлячок светится, как спичка («автор указывает на то действие, которое могут совершать светлячки – гореть в темноте»).

                Такая работа позволяет ученикам внимательно относится к каждому слову в тексте, видеть его не отдельно от других слов и выражений, а чувствовать связь всех языковых единиц в предложении и целом произведении. Также словарная работа требует от ученика, желающего понять смысл произведения до конца. Подбор слов, близких по значению, помогает читателю подбирать синонимы, близкие по смыслу слова. Таким образом, ученик обогащает свой словарный запас и одновременно знакомится с авторскими способами создания образов.

                3. Самостоятельный разбор стихотворения

 

Загадка

Не человечьими руками

Жемчужный разноцветный мост

Из вод построен над водами.

Чудесный вид, огромный рост!

Раскинув паруса шумящи,

Не раз корабль под ним проплыл;

Но на хребет его блестящий

Еще никто не восходил.

Идешь к нему – он прочь стремится

И в то же время недвижим;

С своим потоком он роднится

И вместе исчезает с ним.

В.А. Жуковский

                Задача учеников состоит в том, чтобы доказать необходимость использования автором сравнений с целью создания яркого образа радуги (само слово «радуга» не употребляется).

                Приблизительный ответ: Автор описывает в стихотворении радугу, которая появляется после дождя. Дает в тексте подсказки, которые помогают догадаться, о чем он пишет. Сравнивает радугу с «жемчужным разноцветным мостом», показывает сходство радуги и моста по форме. Еще автор указывает на величину радуги, употребляя сравнение «огромный рост».

                Таким образом, необходимо заинтересовать учеников процессом исследования, строя диалог так, чтобы дети чувствовали значимость совершаемых ими открытий, чтобы они не переставали удивляться своим возможностям понимать мысли автора классических и современных произведений. «Удивление перед тайной является само по себе плодотворным актом познания, источником дальнейшего исследования и, может быть, целью всего нашего познания…» (К.Ясперс. немецкий философ).

 

 

 

Понимание художественного текста учащимися

вспомогательных классов

               

                Книга – не просто словесное устройство или набор таких устройств; книга – это диалог, связанный с читателем, интонация, приданная его голосу, и череда переменчивых и несокрушимых образов, запавших ему в память. Этому диалогу нет конца…

Х.Л. Борхес

                Каждый урок литературного чтения – это всегда знакомство с новым художественным произведением. И поскольку это произведение есть высказывание, обладающее целостностью, то за ним всегда стоит автор. Ему принадлежит замысел, по которому создается задуманное произведение.

                Диалог на уроке литературного чтения – это сознательно организованный педагогом процесс. Диалог строится вокруг тех смыслов, которые открываются в тексте читателями. Если учитель сам старается ставить вопросы и сам тут же дает ответы на них, то речи о диалоге быть не может. Каждый ответ ребенка – это откровение, в котором выражена сама суть: чем ему близок урок литературного чтения, что он дает ребенку в жизни. Каждое новое произведение для ребенка – это встреча с новым миром, новым способом отражения действительности, новым автором. К.И. Чуковский, зная детскую психологию, чувствуя ребенка, понимая его желания, высказал удивительно точную и верную мысль: «Анализ произведения – это открытие увлекательных и поражающих ценностей там, где дети раньше не замечали». Действительно, учителю и нужно стремиться к такому анализу произведения, чтобы он помогал ученику самостоятельно делать открытие «смыслов».

                Анализируя произведение, необходимо определить рамки диалога с детьми. Не надо сразу браться за разбор всех особенностей текста. Выбирать лишь те, которые помогут ученикам решить конкретные учебные задачи.

                Читателю важно:

                - понять содержание (ответить на вопрос: о чем это произведение?) увидеть внешнюю сторону образа;

                - вникнуть в смыслы (ответить на вопрос: какую важную мысль высказал в тексте автор?) – понять внутреннюю (глубинную) сторону образа;

                - найти языковые средства, приемы, способы создания образа (ответить на вопрос: как «сделан» образ?)

                Каждый раз, знакомя детей с новым произведением, необходимо думать о том, какой из трех пунктов будет определяющим в данный момент.

                Одним из самых распространенных изобразительных средств, с которым знакомятся дети во вспомогательных классах, является СРАВНЕНИЕ. Сравнение помогает автору сопоставлять два предмета или явления для более точного, образного описания одного из них.

                Занятие, которое можно провести в классе, исследуя сравнение, будет строиться из нескольких этапов:

                1) творческая работа учеников;

                2) знакомство с новым изобразительным средством;

                3) самостоятельный поиск открытого детьми средства в стихотворениях разных авторов.

                Учебные задачи:

                - познакомиться с новым изобразительным средством – сравнением и способами его определения в произведении;

                - углубить представление учащихся о пейзаже в поэтическом произведении;

                - опираясь на открытые способы определения сравнения, создать собственный текст на заданную тему.

                1. Творческая работа

                а) придумай сравнение к слову солнце;

                б) поясни, почему именно на эти предметы оно может быть похоже?

                в) заполни таблицу (в таблице указаны варианты ответов учеников).

Главное слово Сравнения        Причина сходств

Солнце               Подсолнух        Солнце такое же яркое, желтое, круглое, как подсолнух. Они похожи по цвету и по форме.

Солнце               Круглый хлеб  Солнце такое же круглое, большое, горячее. Они похожы по форме и ощущениям.

 

                г) прочитай стихотворение и выдели в нем сравнения

 

Что такое солнце

Солнце – монетка, -скупой проворчал.

Нет, сковородка! – обжора вскричал.

Нет, каравай, хлебопек произнес.

Компас, - сказал убежденно матрос.

Солнце – звезда, - астроном заявил.

Доброе сердце, - мечтатель решил.

 

                (Ученики, найдя сравнения, объясняют, почему солнце сравнивается именно с этими предметами. Они стараются искать основания для сравнения. Может быть, это сходство по форме, цвету, размеру, способу действия).

 

                2. Разбор стихотворения

                а) Прочитайте стихотворение. Найдите в нем сравнения. Поясните, с какой целью их использует автор.

Комары

На лужайке у горы

Под зеленой липкой

Потеряли комары

Маленькую скрипку.

У тропы-петлички

Ищут,

Ищут комары

Скрипку-невиличку.

«Светлячок,

Сюда иди,

Посвети под липкой.

Без тебя нам

Не найти

Меленькую скрипку!»

Светлячок

То там, то тут

Светится как спичка,

Ищут,

Ищут – не найдут

Скрипку-невиличку.

Распищались комары

Зло и недовольно.

И, наверно,

С той поры

Всех кусают больно!

А.Е. Екимцев

                Ученикам предложено для чтения и разбора шутливое стихотворение. Поэт, создавая смешной образ комаров, использует сравнения. После первого чтения стихотворения ученики находят и подчеркивают сравнения в тексте. Доказывая свои мысли, ученики находят в тексте и тот предмет, который сравнивается, и тот, с которым сравнивается первый предмет. Например, поэт сравнивает тропу с петличкой («потому что тропа в лесу петляет, запутывает»); скрипку называет невиличкой («значит, она очень маленького размера, ведь речь идет о комарах, которые тоже очень малы»); светлячок светится, как спичка («автор указывает на то действие, которое могут совершать светлячки – гореть в темноте»).

                Такая работа позволяет ученикам внимательно относится к каждому слову в тексте, видеть его не отдельно от других слов и выражений, а чувствовать связь всех языковых единиц в предложении и целом произведении. Также словарная работа требует от ученика, желающего понять смысл произведения до конца. Подбор слов, близких по значению, помогает читателю подбирать синонимы, близкие по смыслу слова. Таким образом, ученик обогащает свой словарный запас и одновременно знакомится с авторскими способами создания образов.

                3. Самостоятельный разбор стихотворения

 

Загадка

Не человечьими руками

Жемчужный разноцветный мост

Из вод построен над водами.

Чудесный вид, огромный рост!

Раскинув паруса шумящи,

Не раз корабль под ним проплыл;

Но на хребет его блестящий

Еще никто не восходил.

Идешь к нему – он прочь стремится

И в то же время недвижим;

С своим потоком он роднится

И вместе исчезает с ним.

В.А. Жуковский

                Задача учеников состоит в том, чтобы доказать необходимость использования автором сравнений с целью создания яркого образа радуги (само слово «радуга» не употребляется).

                Приблизительный ответ: Автор описывает в стихотворении радугу, которая появляется после дождя. Дает в тексте подсказки, которые помогают догадаться, о чем он пишет. Сравнивает радугу с «жемчужным разноцветным мостом», показывает сходство радуги и моста по форме. Еще автор указывает на величину радуги, употребляя сравнение «огромный рост».

                Таким образом, необходимо заинтересовать учеников процессом исследования, строя диалог так, чтобы дети чувствовали значимость совершаемых ими открытий, чтобы они не переставали удивляться своим возможностям понимать мысли автора классических и современных произведений. «Удивление перед тайной является само по себе плодотворным актом познания, источником дальнейшего исследования и, может быть, целью всего нашего познания…» (К.Ясперс. немецкий философ).

Категория: Мои статьи | Добавил: ucoz56x (13.02.2012)
Просмотров: 3278 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: