Рекомендации
логопеда родителям по развитию правильных речевых навыков.
Для успешной коррекции речевых отклонений и всестороннего развития детей
необходимо максимально обеспечить непрерывность процесса обучения школьников и
закрепления полученных навыков дома. Поэтому родителям необходимо
придерживаться ряда правил:
1.
Уделять постоянное внимание собственной речи, так как высказывания взрослых
являются образцом для правильного, а зачастую неправильного развития
лексической, грамматической сторон детской речи.
2.
Наполнить повседневную жизнь детей грамотным речевым общением:
o
посредством называния окружающих предметов и явлений развивать предметный
словарь (например, это мяч, это шапка и т.д.);
o
в собственной речи четко проговаривать окончания слов, дать ребенку
возможность услышать изменение звучания слов в различных контекстах, правильно
употреблять грамматические формы и т.д. (например: Это книга; нет
книги; ищу книгу; думаю о книге; рисую книгу. Коля рисовал, а Даша рисовала и
т.д.);
o
обращать внимание детей на смыслообразующие элементы речевой системы -
глаголы, на примерах из повседневной жизни, учить детей дифференцировать их по
смыслу (например, соответственно: встал, лег, зашил дырку, пришил
пуговицу, вышил цветок и т.д.);
o
привлекать внимание детей к правильному пониманию и употреблению
пространственных предлогов в контекстной речи и изолированно (например,
положи карандаш на стол, возьми карандаш со стола, положи карандаш под стол,
спрячь карандаш за спину т.д.);
o
совершенствовать грамматический строй речи, используя речевые игры (например,
игра «У меня синий шар, а что у те6я…», желтое яблоко, красная машина, 4
красных яблока, 6 красных яблок, 6 легковых машин, 6 воздушных шаров).
3.
Обращать внимание ребенка на процесс приготовления пищи, её качественный
состав, продукты, из которых готовится блюдо (напpимep, как готовим:
варим, жарим, печем, чистим; вкусовые качества: вкусная, сладкая, горькая,
горячая, холодная; цвет: зеленый, жёлтый).
4.
Важную роль в организации работы должны оказывать любимые игрушки ребенка.
Неоценима их роль в развитии ребенка, в том числе в формировании связной речи.
Составление коротких предложений, их распространение, составление из них
маленьких рассказов, в том числе и рассказов-описаний о любимой игрушке,
принесут большое удовольствие ее обладателю - ребенку.
5.
Важно, чтобы вся вышеизложенная работа происходила на высоком эмоциональном
подъеме ребенка, и исподволь, ненавязчиво, в игровой форме позволяла ребенку
овладевать сложной структурой родной речи.
6.
Родители должны учитывать, что реакция ребенка может быть различной: то
быстрой, то слишком медленной, то чрезмерно веселой, бурной, то очень унылой.
Это не должно отталкивать родителей от дальнейшей работы, а наоборот, учитывая
личные особенности своего ребенка, привлекая родительскую интуицию и желание
помочь, вместе с ним преодолевать речевые затруднения.
7.
Ни в коем случае нельзя ругать ребенка за неудачное высказывание, помните,
что и взрослые часто делают речевые ошибки. Проявляйте терпение и выдержку во
время занятий с ребенком.
8. Верьте в силы своего ребенка, верой и
терпением вселите в него уверенность в исправлении нарушения речи.
- Помните, что по мере взросления привычка
говорить неправильно у ребенка закрепляется и хуже поддается коррекции.
Учитель-логопед: Титов Н.А.